Английское слово strapping переводится как «обвязка» или «ремень». Отсюда понятно, что есть стреппинг лента. Это «средство для оклеивания и обвязывания тары, как транспортной, так и потребительской».
Определение дается в стандарте ГОСТа «17527-2003». На первый взгляд, обмотать тару можно жгутами, ремнями. Но, под стреппингом подразумевают ленту из металла или полимеров. Среди последних лидирует полипропилен. Его открыл Джулио Натта. За синтез термопласта итальянцу дали Нобелевскую премию.
Не удивительно, ведь по объемам производства полипропилен вышел на второе место после полиэтилена. Причем, доля последнего сокращается, а первого растет. Значит, будущее за упаковочной стреппинг лентой. Рассмотрим ее поближе.
Описание и свойства
Упаковочная стреппинг лента представляет собой гибкую и плотную тесьму, смотанную в бухту. Отсутствуют неровности. Они мешают при работе с лентой. Отслеживают и равномерность цвета стреппинга.
Он бывает любых оттенков. Практического значения оформление не несет, являясь лишь декором. Бывает стреппинг лента белая, серая, зеленая, красная, розовая, да хоть лавандовая.
Гибкость стреппинга вкупе с прочностью позволяют объединять и фиксировать в группах коробки, ящики, латки. В зависимости от их тяжести и габаритов выбирается ширина ленты.
Стандартной считается от 9-ти до 19-ти миллиметров. Важен и показатель деформации. Его именуют коэффициентом вытяжки. Приемлемым считается растяжение на 4-9 миллиметров на каждый метр стреппинга.
Упаковывается полипропиленовая стреппинг лента и прочие виды обвязки в гильзы из картона или пластика. Их привычные диаметры – 20 и 40 сантиметров. Этого достаточно для намотки от 1000 до 6000 метров.
Поверх гильз располагают пленку. Впрочем, бывают намотки без бабин. Достаточно проделать отверстие в центре упаковки и вытаскивать из пленки стреппинг. В таком виде лента и весит и стоит меньше.
Виды стреппинг ленты
Массовое производство полимеров стартовало в середине прошлого века. Меж тем, скреплять тару требовалось и раньше. Как перевозить тюки в повозках, коробки в поездах? Поэтому, первым видом стреппинг ленты была:
1. Металлическая. Она, в отличие от полимерной, не растягивается, прочнее. Идеальный вариант для тяжеловесных и габаритных грузов. В производстве стреппингов категории используют различные марки стали. Не все они противостоят коррозии. Соответственно, металлическая лента может ржаветь и портить соседствующую с ней тару. К тому же, сталь тяжела и сложна в работе.
2. Полипропиленовая стреппинг лента предназначена для грузов средней тяжести или легковесных. Скреплять массивные не позволяет коэффициент растяжения и показатель прочности полимера. Зато, он легкий, не ржавеет и не гниет.
Такую ленту даже к продуктам питания «подпускают». О безопасности полимерной ленты говорит и возможность ее вторичной переработки. Часть стреппинга делают из уже бывшего в употреблении полимера. Это дополнительно снижает стоимость ленты, не меняя ее характеристики.
3. Полиэстеровая лента единственная из полимерных, способная заменить стальную. Не рваться стреппингу помогает высокая способность к восстановлению. Растягиваясь, полиэстер стремится вернуться в прежние контуры, сохраняя напряжение ленты.
Специализированные переплетения волокон полимера и добавки к ним позволяют производить тесьму для использования при экстремальных температурах. На холоде, к примеру, полиэстеровый стреппинг не дубеет, избегает растрескивания.
4. Нейлоновая лента производится из органической адипиновой кислоты карбонового ряда. Полиэстер же, к примеру, итог работы с нефтяным полистиролом. Полипропилен тоже получают из нефтепродуктов, в частности газов.
Именно поэтому «ремни» ПП и ПЭТ бюджетны. Нейлоновая лента в разы дороже, а посему редка. По свойствам же нейлон – лучший из пластиков по удельной прочности, стойкости к натяжению.
5. Кордовая продукция изготавливается из нитей полиэфиров. Их тугое переплетение одновременно обеспечивает завидную прочность и пружинистость. Завиден и запас растяжения хорд. Они переживают стальные, полиэстеровые и полипропиленовые вариации.
Там где металл лопнет, хорда растянется и вновь ужмется. Там где прочие полимеры перетрутся, ленты категории продолжат служить подобно нейлоновым. При этом, хордовые стреппинги доступнее, столь же легки и устойчивы к перепадам температур, осадкам, палящему солнцу. Крепить полиэфирными лентами можно грузы массой до 5-ти тонн.
Полимерные ленты в среднем в 7 раз легче металлических. Все полимеры более гибкие и устойчивые к внешним воздействиям. Это расширяет сферу применения пластиковых стреппингов. На «руку» им и малая травматичность. Натягивая вокруг грузов сталь, есть риск пораниться.
Различны и условия хранения металлических и полимерных крепежек. Последним не страшна влага. Соответственно, пластиковые стреппинги можно и в гараж закинуть, и в подвале оставить. Стальные ленты требуют бережного отношения. Помещение должно быть сухим.
Бабины с лентами делятся на предназначенные для ручной упаковки и машинной. В последних солидный метрах и, как правило, присутствует гильза. Наценка за нее окупается производительностью и экономным использованием складких площадей. Зафиксированные стреппингом, изделия в них легко расположить от пола до потолка, заполнив всю площадь залы.
Применение в строительстве
Строителям стреппинг нужен для скрепления бревен при перевозке, паллет со строительными блоками, кирпичами. Их обмотка обеспечивает безопасную транспортировку. Речь не только о возможности травмирования людей и животных.
Вылетит вот кирпич из кузова грузовика и пиши пропала. «Поранить» блок может и неодушевленные предметы, к примеру, другие авто. Однако, в понятие безопасности перевозки входит и страховка самого строительного материала. Закрепленный, он не раскалывается, не ломается и не теряется. В итоге, потратившись на стреппинг, экономишь общую смету.
Скреплять при перевозке строителям нужно и трубы, профили, тротуарную плитку, листы гипсокартона. При частном строительстве возможно повторное использование ленты. Поставил дом, а баню отложил на пару лет. Отложить можно и стреппинг.
Многие товары закупаются уже с лентой. Прочие же получиться обвязать старой тесьмой. Можно и на бытовые нужды стреппинг отложить. При переезде, к примеру, лента скрепит мебель и коробки с вещами.
Особенно удобна обмотка при перемещении книг, журналов и прочей полиграфической продукции. Главное, научиться скреплять ее саму. Как, расскажем в следующей главе.
Чем закрепляют стреппинг ленту
Закрепление полимерных и металлических креплений зависит от нескольких факторов. Первый – место работ. В быту ленту фиксируют вручную. На предприятиях же стреппингом обматывают тару с помощью машин и специальной мебели. Вот их примеры:
- Столы полуавтоматического характера
- Установки для бокового сварочного шва
- Арочная автоматика
- Машины обвязки паллетных товаров
- Установки для обвязки стальными лентами
- Почтовые аппараты для фиксации бандеролей и посылок
- Бандажные машины для обвязки мягких грузов
- Обвязочные установки для бумажной промышленности
Перечисленные аппараты ускоряют процесс производства, но не способны перевязать продукцию в нестандартных условиях, или крупногабарит. Здесь нужна механическая, то есть ручная обмотка. Пригождаются, к примеру, переносные натяжители стреппинг ленты.
Для работы с круглыми предметами есть модели с носиками. Так же, натяжители различаются по размерам, нюансам эргономики и скорости фиксации ленты. Плюсом идет деление на узкоспециализированные и универсальные аппараты. Последние подстраиваются под стреппинги разной ширины и толщины.
В качестве креплений стреппингов используют металлические и пластиковые детали или сварку. Последняя осуществляется расплавлением полимерной тесьмы и термической спайкой концов.
Способ выгоден на производстве. Потратиться нужно лишь на аппарат. Бюджет на металлические крепления исключается. При этом, фиксация стреппингов проходит конвеерно, быстро.
Из металлических и пластиковых элементов крепления упаковочных лент используют скобы и пряжки. Последние напоминают застежки на спортивных ремнях. Крепление надежно, позволяет удерживать крупногабаритные грузы.
Скоба же для стреппинг ленты берется в работе с легкой продукцией. Крепежки изготавливаются из мягких сплавов. Такие имеют предел нагрузки. Выглядят скобы подобно проволочкам. Одну загибают в круг, обматывая по краям концы стреппинга. Концы же проволоки пропускают поверх, зажимая ленту. Нужны специальные клещи.
От перетирания ленты при транспортировки грузов защищают металлические уголки. Их реализуют упаковками по 100-1000 штук. За одну пачку просят 600-1000 рублей. Впрочем, о ценах на товары сопутствующие стреп-лентам и их самих поговорим в финальной главе.
Цена стреппинг ленты
Цена на стреппинг ленту зависит от ширины и толщины, километража, типа упаковки и материала. Так, полипропиленовая тесьма шириной в 5 и толщиной в 0,5 миллиметра стоит около 1 600-от рублей за 6-километровую намотку. Примерно столько же отдашь за 4 000 метров тесьмы 9-миллиметровой ширины и за 2-километровую бухту ленты в 1,5 сантиметра шириной.
Стальная упаковка стоит дешевле полимерной. Точный ценник зависит от типа сплава. Оцинкованная сталь, к примеру, не боится коррозии, стоит дороже прочих. За 400 метров 19-миллиметровой ленты толщиной в 0,5 миллиметра просят около 90-та рублей. Соответственно, за километровую бухту отдают примерно 200 рублей. Километр обходится примерно в 1 000 рублей.
Касаемо инструментария, автоматические натяжители стоят от 130-ти рублей. Клещи можно и за 90 взять. Машинки для спайки предпочитают импортные. Отдать приходится около 2 500 долларов США.
В пересчете на рубли это почти 150 000. На крупных производствах затраты оправдывают себя. На небольших предприятиях берут аппараты бывшие в употреблении. Цена на них падает в 2-3 раза.
Пряжки и скобы для стреп-лент, как и защитные уголки, продаются упаковками по 10, 50, 100 и 1000 штук. Наибольший объем обходится примерно в 1000 рублей. Это в случае пластиковых пряжек. Металлические, обычно, на 10-35% дороже. Точный ценник зависит от сплава изделий.